Ветераны Великой Отечественной Войны

Машталяр Василий Васильевич

Василий Васильевич воевал с 1944 по 1945 годы. Начал войну в Белоруссии. Было ему тогда 16 лет. Привезли солдат эшелоном ночью, выгрузили в лесу. И сразу в бой. После Минска была Брестская крепость. Потом пошли на Польшу. Форсировали Вислу и с тяжёлыми боями взяли Варшаву. После форсирования реки Одер был Берлин, потом Потсдам. После этого разбивали группировки фашистов. Тогда-то он и был тяжело контужен разрывом снаряда. Три дня был без памяти, очнулся в доме на полу, на соломе. Вошли санитары и унесли в госпиталь. Во время операции достали осколок с семечко, он пробил лёгкое. Долгое время не мог ни говорить, ни слышать. Пролежал шесть месяцев, после чего демобилизовали.

Награждён медалью «Георгий Жуков», орденом «Гвардия», имеет благодарности за форсирование Одера, за взятие Берлина, за взятие Потсдама.


Головунин Павел Федорович

Павел Федорович родился 5 ноября 1925 года. До армии работал в колхозе. В июне 1943 года призвали в армию. Попал в 648 истребительный противотанковый артиллерийский полк, во взвод управления батареей старшим телефонистом. Так в этом полку прошёл войну, с июня 1943 по 9 мая 1945 года. В 1943 году воевал на калининском фронте, наступали на город Невель. В 1944 году освобождал Латвию.В этом же году был на прибалтийском фронте, затем, на белорусском фронте. А уже месяцем позже брали Кенигсберг.

За взятие Кенигсберга получил две медали. После войны служил ещё 5 лет, домой вернулся в 1950 году. Сейчас у Павла Фёдоровича 15 медалей.


Семёнов Иван Ильич

Иван Ильич родился 21 апреля 1923 года в деревне Темяши, в многодетной крестьянской семье, в Чувашии. После школы закончил педучилище и стал работать учителем русского языка. И тут началась война. 19-летним юнцом он попал в полковое училище, затем в Новгород-Волынское пехотное училище. В октябре 1942 года попал под Сталинград, на Донской фронт, где участвовал в боях под командованием Рокоссовского К.К., там был тяжело ранен. После госпиталя его взяли в учебный полк самоходной артиллерии. В составе артиллерийского полка молодой боец участвовал в боях за освобождение Днепра, Знамёнки, Кременчуга, Кировграда и многих других мест. В Корсунь-Шевченковской операции был тяжело ранен в ногу, в госпитале перенёс 3 операции. В ноябре 1944 года комиссия признала его инвалидом. Последствия ранений он ощущал всю свою жизнь.

За участие в боевых операциях Иван Ильич был награжден орденами Славы 3 степени и Отечественной войны 1 степени и 11 медалями.

После войны Иван Ильич всего себя отдал работе с детьми, работая директором школы №1, директором строящейся школы №7, школы №4. После тяжёлой болезни пришлось оставить школу.

Скромность, добросовестность, доброта всегда отличали Ивана Ильича. Сейчас он активно занимается общественной работой. Иван Ильич считал себя счастливым человеком. Он был счастлив прекрасной дружной семьёй. Его жена – Мария Андреевна Семёнова, известный в городе педагог, с её именем связано становление нашей школы №7, она её первый директор. В нашей школе работает дочь Ивана Ильича: Козленко Елена Ивановна.


Топоров Борис Николаевич

Борис Николаевич родился 3 августа 1926 года в деревне Борок Советского района Кировской области. Учился в макаровской школе. В 1941 году закончил 7 классов. В 1943 году был призван в армию. Служил до 1950 года. В конце ноября 1943 года его с сослуживцами привезли на станцию Котельнич, и сказали, что повезут на Восток, до города Владивостока, а точнее до станции Прохаск. Направили в воинскую часть, а оттуда в гарнизон, где начали изучать воинские уставы, дисциплины-специальности: стрелок-пулемётчик, азимутчик, линейный связист.

На западе война с немецко-фашистскими захватчиками оканчивается победой, но на востоке вспыхивает война с Японией. И их полк был направлен в Манчжурию. Война с Японией продлилась не долго, так как на помощь пришли подготовленные войска с западного фронта, которые уже одержали победу над германским фашизмом и помогли сломить квантунскую японскую армию. Поэтому у Бориса Николаевича в военном билете записано участие в войне с Японией с 9.08 1945 в составе 33-го стрелкового полка. Награждён Борис Николаевич орденом «Отечественной войны II степени» и юбилейными медалями.


Яппаров Карам Харламович

В жизни Карама Харламовича было всё: и ранний труд, и детский дом, и Саша Матросов. В декабре 1942 года исполнилось Караму 17, он пришёл в военкомат и попросился на фронт, как и Саша Матросов, всегдашний пример для Карама. Был командиром расчёта. Его мужество отметили медалью «За отвагу», затем «Золотой Звездой Героя».

В Качканар прибыл по направлению Кусинского горкома партии в мае 1964 года. Только через год Карам Харламович увидит, как рождается на аглоленте первый агломерат. Особенно трудно было рабочим в 60-х годах. И Карам Харламович много сделал для облегчения условий труда рабочих. За успехи в работе награждён орденами «Знак почёта» и «Трудового Красного Знамени». Весной 1977 года Карам Харламович с волнением читал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Социалистического Труда.


Отзыв городского совета ветеранов войны о работе музея

Городской совет ветеранов работает с коллективом педагогов и учащихся школы очень плодотворно. Школа шефствует над ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами. В праздники «День Победы» и «День защитника отечества» все ветераны, кто ещё может по состоянию здоровья, приходят в школу на уроки мужества. Кто не может придти в школу, учащиеся идут домой к ветерану и выступают перед ним с небольшим концертом, а также дарят подарки.

В подъездах, где проживают ветераны, дети развешивают поздравительные открытки, Поисковики школы помогают Смирнову В.В. в сборе материала о ветеранах и воинах -интернационалистах, для написания книг памяти. Ветераны школы обязательно присутствуют на конкурсах «А ну-ка, парни», на параде войск в 1-4-х классах. Замечательно проходят в школе праздники «Фронтовики, наденьте ордена». Все эти мероприятия, по мнению ветеранов, формируют у них позитивное отношение к школе и к детям, они рады, что о них помнят и их любят. А учащиеся школы, в свою очередь, умеют подарить им радость, окружить их вниманием и заботой, умеют сострадать и быть милосердными.

Мы, ветераны, рады, что в музее отмечаются памятные даты отечественной истории, дни памяти выпускников, погибших при исполнении воинского долга, уроки мужества и надеемся на дальнейшее сотрудничество.